Космические инженеры рассказали, почему разбивались советские «Луны»
Ракеты взрывались очень часто
2 октября 2024 в 16:56
После первого полета в космос, перед советскими учеными поставили задачу отправить корабль на Луну. Тогда эта цель казалось очень далекой, ведь подходящих летательных аппаратов еще не было. А те, которые существовали, взрывались очень часто по разным причинам.
Как пишет «Газета.Ru», первые аппараты серии «Луна» стартовали на ракете 8К72 «Молния», которая была создана на основе баллистической ракеты Р-7. Из 14 её пусков успешными были только семь. И ракета, на которой в космос отправился Юрий Гагарин до этого дважды успешно прошла испытания.
Во взрывах ракет не были виноваты советские конструкторы. Американская космонавтика испытывала подобные проблемы.
«Долгая серия неудач была связана с разгонным блоком — самой верхней ступенью. Мы не могли придумать, как запускать двигатели в невесомости, чего раньше не требовалось», — поведал «Газете.Ru» ведущий научный сотрудник ИКИ РАН Натан Эйсмонт.
К 1965 году СССР решил проблему с разгонным блоком и столкнулся с трудностями при мягкой посадке на Луну. В это время СССР пытался доставить на земной спутник зонды серии Е-6. Они напоминали яйцо диаметром 50 см, установленное сверху аппарата с тормозным ракетным двигателем.
В соответствии с планом полёта, корректирующая тормозная двигательная установка (КТДУ) должна была обеспечить снижение аппарата к поверхности Луны с небольшой скоростью. Когда щуп, расположенный внизу аппарата, касался поверхности Луны, сферический зонд отделялся от двигательной установки и приземлялся на поверхность.
Зонд был ударопрочным и укутан надувными амортизаторами. Нижняя сторона «яйца» была тяжелее верхней, поэтому зонд после серии скачков вставал правильно, сбрасывал надувные баллоны и раскрывал лепестки.
Хотя эта идея была проще и надёжнее, чем более поздние лунные аппараты, которые должны были мягко приземлиться на поверхность Луны, аппараты «Луна-5» — «Луна-8″ всё равно не смогли сесть на Луну. Инженеры долго не могли понять, почему.
«Я помню, как Георгий Николаевич Бабакин ходил радостный и всем рассказывал эту новость — проблема была в дырявом амортизаторе, который из-за дефекта производства протыкался чем-то острым. Он был уверен, что нашел корень всей нашей череды неудач», — вспоминает ветеран космической отрасли Григорий Заславский.
Анализ показал, что стеклопластиковый кронштейн крепления «лепестков» яйца повреждал камеру. После этого инженеры сделали покрышку амортизатора более прочной. Однако проблема оказалась сложнее. Даже потоки газа внутри аппарата влияли на стабильность его полёта.
Выяснилось, что двигатели системы ориентации создавали недостаточную тягу, чтобы справиться с возмущениями. Из-за этого тормозная установка не могла работать правильно. Проблему решили, отложив надувание амортизаторов до момента включения тормозной двигательной установки. Её рулевые сопла развивали большую силу.
После устранения всех этих проблем аппарат «Луна-9» смог совершить первую в истории мягкую посадку на спутник Земли. Это произошло 31 января 1966 года.
Как пишет «Газета.Ru», первые аппараты серии «Луна» стартовали на ракете 8К72 «Молния», которая была создана на основе баллистической ракеты Р-7. Из 14 её пусков успешными были только семь. И ракета, на которой в космос отправился Юрий Гагарин до этого дважды успешно прошла испытания.
Во взрывах ракет не были виноваты советские конструкторы. Американская космонавтика испытывала подобные проблемы.
«Долгая серия неудач была связана с разгонным блоком — самой верхней ступенью. Мы не могли придумать, как запускать двигатели в невесомости, чего раньше не требовалось», — поведал «Газете.Ru» ведущий научный сотрудник ИКИ РАН Натан Эйсмонт.
К 1965 году СССР решил проблему с разгонным блоком и столкнулся с трудностями при мягкой посадке на Луну. В это время СССР пытался доставить на земной спутник зонды серии Е-6. Они напоминали яйцо диаметром 50 см, установленное сверху аппарата с тормозным ракетным двигателем.
В соответствии с планом полёта, корректирующая тормозная двигательная установка (КТДУ) должна была обеспечить снижение аппарата к поверхности Луны с небольшой скоростью. Когда щуп, расположенный внизу аппарата, касался поверхности Луны, сферический зонд отделялся от двигательной установки и приземлялся на поверхность.
Следите за новостями в нашем канале Новости Югры
Зонд был ударопрочным и укутан надувными амортизаторами. Нижняя сторона «яйца» была тяжелее верхней, поэтому зонд после серии скачков вставал правильно, сбрасывал надувные баллоны и раскрывал лепестки.
Хотя эта идея была проще и надёжнее, чем более поздние лунные аппараты, которые должны были мягко приземлиться на поверхность Луны, аппараты «Луна-5» — «Луна-8″ всё равно не смогли сесть на Луну. Инженеры долго не могли понять, почему.
«Я помню, как Георгий Николаевич Бабакин ходил радостный и всем рассказывал эту новость — проблема была в дырявом амортизаторе, который из-за дефекта производства протыкался чем-то острым. Он был уверен, что нашел корень всей нашей череды неудач», — вспоминает ветеран космической отрасли Григорий Заславский.
Анализ показал, что стеклопластиковый кронштейн крепления «лепестков» яйца повреждал камеру. После этого инженеры сделали покрышку амортизатора более прочной. Однако проблема оказалась сложнее. Даже потоки газа внутри аппарата влияли на стабильность его полёта.
Выяснилось, что двигатели системы ориентации создавали недостаточную тягу, чтобы справиться с возмущениями. Из-за этого тормозная установка не могла работать правильно. Проблему решили, отложив надувание амортизаторов до момента включения тормозной двигательной установки. Её рулевые сопла развивали большую силу.
После устранения всех этих проблем аппарат «Луна-9» смог совершить первую в истории мягкую посадку на спутник Земли. Это произошло 31 января 1966 года.