Ученые выяснили, откуда на Марсе появились «гигантские пауки» 20 лет назад

Был проведен эксперимент

1 октября 2024 в 13:41
Фото: The Planetary Science Journal
Ученые выяснили, что за странные «гигантские пауки» были замечены на Марсе. Они проверили одну из теорий с помощью экспериментов. Об этом говорится в исследовании, которое было опубликовано в журнале The Planetary Science Journal.

Впервые необычные образования были обнаружены в 2003 году, когда их увидели на фотографиях с марсианских орбитальных аппаратов. Эти необычные структуры находятся только в южном полушарии Марса. Их называют паутинообразной местностью. Они могут быть больше 800 метров в длину и иметь много ответвлений, как у пауков.

Есть теория, что эти структуры образовались из углекислого льда. К слову, на Земле такого вещества ещё не находили. Учёные из NASA решили проверить эту теорию. Они создали в специальной камере условия, похожие на марсианские.

Исследование подтверждает процессы, описанные в модели Киффера. Это общепринятое объяснение того, как меняются сезоны на Марсе. Солнечный свет нагревает почву на Марсе. Это происходит, когда свет проходит через слои льда из углекислого газа, которые образуются на поверхности Марса каждую зиму.

Почва поглощает тепло и заставляет лёд рядом с ней превращаться в углекислый газ. Этот процесс называется сублимацией. Лёд сразу становится газом, не превращаясь сначала в жидкость. Когда давление нарастает, лёд на Марсе раскалывается. Газ выходит наружу и поднимается вверх. Вместе с ним вверх движется поток тёмной пыли и песка. Он оседает на поверхности льда. Когда времена года меняются и оставшийся лёд превращается в газ, на поверхности остаются образования, похожие на пауков.

Исследователи воссоздали условия Красной планеты в испытательной камере Лаборатории реактивного движения NASA. Они охладили имитатор марсианского грунта в жидком азоте, а затем поместили его в камеру с низким давлением воздуха. Углекислый газ заполнил камеру и превратился в лёд. После нескольких попыток команда получила толстый полупрозрачный лёд. Внутри камеры установили нагреватель, который расплавил его.

Когда сжатый газ выходил из имитатора, он делал в нём дырки и разбрасывал кусочки. Учёные заметили, что лёд появлялся между частицами имитатора, а потом тот ломался. Это не учитывалось в модели Киффера. Исследователи сказали, что в следующих экспериментах будут имитировать солнечный свет, который идёт сверху, а не снизу, чтобы узнать больше о том, как появляются «пауки».

Ранее на Марсе обнаружили необычный полосатый камень. Ранее ничего подобного на Марсе встретить не удавалось.